Операция певческого голоса

«Операция певческого голоса» представляет собой высокоспецифичный фонохирургический оперативный метод, служащий для восстановления уникальных функций певческого голоса.

За последние 15 лет доктор Вольт разработал специальную форму звуковой хирургии и адаптировал ее наиболее щадящим образом к певческому голосу. Это пластическая реконструктивная оперативная техника, при которой особое внимание уделяется вискозно-эластичным свойствам тонких слоев слизистой оболочки голосовых связок и по возможности минимальной травматизации здоровых тканей голосовых складок.

Этот фонохирургический метод является своего рода личным почерком, который доктор Вольт применил в лечении сотен пациентов. Благодаря регулярному послеоперационному контролю в течение многих лет, он знает, что данная оперативная техника приносит превосходные и долгосрочные результаты.

Так как при малейших изменениях в голосовых складках певческий голос теряет свое особое качество звучания - это в первую очередь касается лирических типов голоса (колоратурное сопрано, лирический тенор) - то в связи с этим певец сравнительно быстро обращается за специализированной медицинской помощью. Подлежащие операции узелки голосовых связок, отеки или полипы у певцов, как правило, очень мелкие. В этом как раз и заключается особая сложность для фонохирургов, когда, например, по вибрирующим краям голосовых складок располагаются отеки голосовых связок на широком основании. В этом случае требуется филигранная пластическая реконструктивная оперативная техника, которая должна соответствовать данным анатомическим особенностям в полной мере.

Типичный пример «операции певческого голоса» (колоратурное сопрано)

Этот видеоэпизод представляет собой типичный пример комплексной голосовой проблемы певицы, обладающей колоратурным сопрано. Певица жаловалась на увеличивающиеся проблемы в верхнем регистре, трудности в управлении своим голосом и постоянно возникающие кровоизлияния в голосовые складки. Свою блестящую партию Виолетты в опере «La Traviata» она уже давно больше не могла исполнять.

Голосовые складки до операции

В этом видео показаны узкие отеки на широком основании в средней трети обеих голосовых складок до операции, которые препятствуют легкому смыканию голосовых связок. Кроме того, видны небольшие утолщенные кровеносные сосуды по краю голосовых складок.

Голосовые складки после операции

В этом видео после операции на голосовых связках видны сглаженные, намного лучше смыкающиеся при голосообразовании голосовые складки. В ходе данной операции также были устранены изменения кровеносных сосудов.

Щадящая операция на голосовых связках только под общим наркозом.

Операции на голосовых связках вокалистам проводятся доктором Вольтом исключительно под общим наркозом. При полном покое пациента производится филигранное микрохирургическое вмешательство обеими руками. Таким образом гарантируется, что пациент в результате неконтролируемых движений во время операции не нанесет себе тяжелые повреждения.

В ходе всей операции ведущими врачами-анестезиологами осуществляется непрерывное наблюдение за пациентом.

Внимание: никаких операций на голосовых связках у бодрствующего пациента

Доктор Вольт категорически отвергает метод непрямой операции на голосовых связках, особенно для вокалистов.

При непрямом методе бодрствующий пациент сидит в смотровом кресле напротив хирурга, который проводит вмешательство посредством длинного изогнутого инструмента (щипчиками), вводимого в гортань через рот. При этом нередко провоцируется сильный рвотный рефлекс, побуждающий пациента к резким спонтанным движениям.

Кроме того, в этом случае хирург оперирует только одной рукой, т.к. в другой он держит оптику. Оперирование одной рукой заключается только лишь в отщипывании или, в худшем случае, в срывании тканевых изменений с поверхности голосовой складки. Так как невозможно с уверенностью предсказать, как кайма слизистой оболочки оторвется от края голосовой складки, то таким образом не исключена возможность удаления больших участков здоровой ткани, что в большинстве случаев приводит к необратимым повреждениям голоса.

Часто сторонники данного метода приводят аргумент, что с бодрствующим пациентом в любое время возможен стробоскопический контроль количества удаленной ткани. Это утверждение верно, но тем не менее не упоминается тот факт, что утрату ткани голосовой складки, если таковая произошла, не вернуть никаким стробоскопированием. Результатом такого повреждения является повреждение голоса, часто долгосрочное.

Существенные недостатки непрямой микроларингоскопии служат причиной того, что доктор Вольт проводит все фонохирургические вмешательства исключительно под наркозом.

Щадящая операция на голосовых связках только с высококачественными микроинструментами из стали

Доктор Вольт применяет для операций на голосовых связках исключительно лучшие высококачественные микроинструменты французского производства ручной работы из стали. Данные высокоточные инструменты в руках опытного фонохирурга являются наилучшим выбором для щадящей операции на свободном крае голосовой складки.

Внимание: никаких операций лазером на голосовых связках

Вокалистов необходимо предостеречь от операций на голосовых складках с использованием лазера. В отличие от обычно используемых микроинструментов из стали (холодные инструменты), лазер работает с тепловой энергией. Когда лазер применяется как так называемый «горячий нож», тепловое воздействие может сильно повредить тонкие слои слизистой оболочки и оставить после себя ожоговые повреждения. Кроме того, лазер может активировать определенные клетки в глубоких слоях ткани. Эти т.н. фибропласты образуют фиброзные, т.е. затвердевшие фрагменты ткани. Результатом являются необратимые, рубцовые изменения тканей голосовых складок. Так как рубцовая ткань не способна вибрировать, то следствием этого является сильное нарушение голоса.

Также т.н. KTP-лазер или лазер GreenLight, находящие в последнее время все большее применение и используемые в силу своих специфических свойств при изменениях кровеносных сосудов голосовых складок, кроют в себе немалые риски при лечении профессиональных вокалистов. Вот, например, случай с одним известным оперным певцом, которому из-за полипов голосовых связок была сделана подобная операция, после который он почти на целый год потерял голос, наглядно демонстрирует, какие риски особенно для профессиональных певцов кроются в этом методе, преподносимым как «наиболее современный».

Существенные риски, которые влечет за собой лазерное лечение, являются основанием того, что доктор Вольт проводит все операции на голосовых складках только высококачественными микроинструментами из стали.

Интервью с доктором Герритом Вольтом: операция певческого голоса

Международный оперный журнал «ORPHEUS», издаваемый уже более 40 лет, опубликовал в номере за май-июнь 2016 г. подробное интервью с доктором Вольтом под названием «Доктор Геррит Вольт – Фониатр звезд, часть 1: Оперативное лечение певческого голоса». В нем доктор говорит об особой разработанной им форме фонохирургии.

Операция певческого голоса

Доктор Вольт считается одним из ведущих специалистов при заболеваниях певческого голоса далеко за пределами Германии и Австрии и получил всемирное признание как фониатр и фонохирург звезд оперы и поп-музыки. Он живет в Берлине и Вене и работает в обеих столицах ларингологом и фониатром в своих частных клиниках, является профессиональным певцом со сценическим опытом и преподавателем вокала у многих известных исполнителей. В ряде интервью с Клауспетером Кошйельни для журнала «ORPHEUS» он рассказывает о своем обширном опыте в работе с певческим голосом.

Г-н доктор Вольт, как у «фирменного» медика артистов с мировым именем, Ваш опыт работы с деятелями вокального искусства, безусловно, многогранен. В ходе нашей первой беседы я хотел бы сконцентрироваться на Вашей хирургической работе. Сразу же и начну: какими свойствами должен обладать фонохирург, к которому за помощью обращается профессиональный вокалист?

К такому врачу у меня особые требования. Он должен быть не только оперирующим хирургом, но и иметь в своем распоряжении целостную концепцию лечения вокалистов и оказания им помощи в области фониатрии. Помимо многолетнего опыта ларинголога и фониатра он должен обладать высокой квалификацией в области операций по улучшению голосообразования, т.н. фонохирургии. Это все лишь первые минимальные предпосылки. Большое, едва ли не еще более важное значение, имеет глубокое понимание певческого голоса и квалифицированный подход к требованиям певческой профессии. Он должен по возможности сам иметь многолетний певческий опыт, быть музыкальным, уметь сопровождать певца на фортепиано и иметь в своем арсенале обширный опыт преподавания вокала.

Как Вы оцениваете обслуживание деятелей вокального искусства в клинике целым коллективом?

Я отрицаю концепцию раздельной компетентности, особенно в обслуживании вокалистов. Для меня это немыслимо, чтобы фонохирург в вопросах качества артистического голоса обращался к опыту немедицинских сотрудников или штатных логопедов и преподавателей вокала. Как певец может положиться на коллектив? Кто несет в таком случае ответственность? По моему мнению, лечащий врач-фониатр обязан обладать обширной компетентностью, как медико-хирургической так и певческой, вокально-педагогической. В конце концов, мы можем дать только то, что в нас самих заложено. И если это применимо лишь к немногим - то так тому и быть!

Г-н доктор Вольт, Вы уже давно считаетесь одним из ведущих фонохирургов. Как это получилось? В чем заключается рецепт Вашего успеха?

Успех, по всей вероятности, заключается в сочетании профессиональных свойств и личного подхода к пению. Может быть это, конечно, мой личный энтузиазм, моя страсть и бесконечное увлечение певческим голосом человека, придающие моей работе, особенно в области хирургии, устойчивое и последовательное развитие, наполняющие меня радостью и уверенностью. И пациент это чувствует. В области оперативной техники я за последние 15 лет разработал специальную форму звуковой хирургии и модифицировал ее особым способом для певческого голоса. Это своего рода пластическая реконструктивная работа по восстановлению оптимальной вибрации голосовых связок, что позже станет решающим фактором для мягкого, богатого нюансами голоса. Эта техника операций, которую я применил в лечении сотен моих пациентов, является своего рода личным почерком. Благодаря регулярному послеоперационному контролю в течение многих лет, я знаю, что данная оперативная техника приносит долгосрочные и превосходные результаты. Кроме того, за долгие годы практики я разработал особую форму фонопедических упражнений, т.н. реабилитацию певческого голоса как раз после хирургических вмешательств. Данная реабилитация, следующая поэтапному плану адаптированных вокальных упражнений, специально согласуется с послеоперационными требованиями к певческому голосу. Однако это не является «методом», применяемым одинаково ко всем певцам. Форма лечения всегда соответствует индивидуально подобранной для каждого пациента-вокалиста программе.

Какое значение, какую ценность имеют для Вас лично операции вокалистов?

Для меня операция певца является творческим действием. Я не устаю повторять, что операции - это мои концерты, к которым я старательно готовлюсь и которые я «пою» с величайшей тщательностью и внутренним воодушевлением, а после удачно выполненной работы выражаю свою признательность. Каждый раз я рассматриваю это как подарок, что могу исполнять такую замечательную работу и в состоянии вернуть заболевшему певцу его прежний голос. Когда я, как фонохирург, оперирую певца, я работаю с его вокальным инструментом, «создавая форму и звучание». Эта созидательная работа должна включать в себя высокую степень ответственности и глубокое понимание певческого голоса человека во всех его нюансах. По моему глубокому убеждению, это понимание можно обрести только за счет многолетнего собственного певческого опыта и его нельзя заменить никаким количеством проведенных хирургических вмешательств или обширными научными публикациями.

В учебной литературе операции на гортани часто описываются как «рутинные вмешательства». Относится ли это также к операциям вокалистов?

Хирургическое лечение певца никогда не может быть рутинным вмешательством. По моим ощущениям, это понятие умаляет основополагающее для дальнейших творческих планов артиста решение. Поэтому в предварительной беседе необходимо учесть реальные шансы хирургического вмешательства, а также риски и опасения пациента. Операция на голосовых связках вокалиста является сама по себе творческим проектом, если хотите, произведением искусства, так как работа фонохирурга с вокальным инструментом пациента является созидательной и звукообразующей. И это должен осознавать сам хирург. Кто говорит в этом случае о рутине, тот не понимает всю сущность данной созидательной творческой работы.

Вы только что говорили о количестве проведенных операций. Как Вы думаете, является ли это количество решающим критерием при выборе фонохирурга? И если можно задать Вам такой вопрос... Скольких певцов Вы уже прооперировали?

В общей сложности за 20 лет хирургической деятельности, думаю, должно быть около тысяч вокалистов. Это сравнительно много, учитывая, что операции на голосовых связках у певцов проводяться не так часто. Однако, у меня, ввиду моей специализации по оперативному лечению певческого голоса, набирается, как я уже сказал, достаточно много клиентов. В целом, количество проведенных операций для меня второстепенно, т.к. речь идет о качестве, а именно об особо хорошем качестве, которое не зависит от количества. Конечно, фонохирург должен понимать и знать свое ремесло: как и любой ремесленник, он проходит обучение, сдает экзамен на звание подмастерья и затем получает звание мастера. Только при операции певцов требуется значительно больше. Для операции человека искусства требуется также работник искусства. Я имею в виду исключительный, выдающийся талант певца-хирурга, с которым певец-пациент до, после и особенно во время операции находится в своего рода «творческом резонансе». Возможно, это звучит далеким от действительности утверждением, но я твердо убежден, что так оно и есть, это составляет основу моей ежедневной работы.

Что подразумевается под этим «творческим резонансом»?

Это особый подход к пациенту, который заключается в понимании, чуткости и сопереживании. Перед каждой операцией необходимо, помимо сбора подробного анамнеза, а также выявления ограничений певческих возможностей, обусловленных болезнью, прочувствовать каким образом певец идентифицирует себя как творческую личность со своим индивидуальным инструментом-голосом. Иногда речь может идти об изящных, филигранных качествах голоса. Качествах, которые, по моему мнению, врач может уловить, только оперевшись на свой собственный певческий опыт. Эти утонченные голосовые качества, которые в большинстве случаев в результате болезни становятся для певца недоступными и которые необходимо восстановить, должны быть особым образом учтены во время операции. Я, например, активирую при каждой операции на голосовых связках - как я его называю - внутренний музыкальный слух. И это не только ментальная настройка на индивидуальную личность певца, а скорее «проникновение в его внутренний вибрационный диапазон» и настройка на его особое певческое качество голоса. Имеется в виду своего рода глубоко прочувствованное восприятие, осознание и мысленное проникновение в образ звучания. Перед каждым отдельным хирургическим этапом я задаюсь вопросом, как именно это действие может повлиять на качество звучания голоса и на уникальность голоса данного певца. Я бы хотел честно признаться, что при этом мой внутренний голос всегда был и остается лучшим помощником и советчиком.

Г-н доктор Вольт, мог бы я Вас попросить подвести итог нашей сегодняшней беседы?

Знаете, при всем таланте, всей одаренности и всем опыте, которые всегда являются решающими факторами в дальнейшей карьере и планах на жизнь певца, при этих операциях требуется особое качество - смирение. В конечном итоге для успеха необходима «воля, данная свыше», которая нам не подвластна. И с этим мы должны смириться.

Интервью Клауспетер Кошйельни